2025/01/16 12:59:13

Грузоперевозки морским транспортом (рынок России)


Содержание

Основная статья: Грузоперевозки (рынок России)

Порты в России

Основная статья: Порты в России

2024: Сокращение грузооборота морских портов на 2,3% до 886,3 млн тонн

В 2024 году грузооборот морских портов России снизился на 2,3% по сравнению с 2023 годом и составил 886,3 млн тонн. Основное падение зафиксировано в сегменте угля и нефтепродуктов. Эти данные были опубликованы Ассоциацией морских торговых портов в январе 2025 года.

По информации Ассоциации, объём перевалки сухогрузов снизился на 1,9% до 441,1 млн т. Наибольшее сокращение зафиксировано по углю, отгрузка которого упала на 9,8% и составила 188,1 млн т. Отрицательная динамика также отмечена в сегменте чёрных металлов — 19 млн т (-10,8%) и грузов на паромах — 8 млн т (-0,5%). В то же время зафиксирован рост объёмов перевалки зерна (+6% до 74,8 млн т), минеральных удобрений (+15,7% до 42,5 млн т) и руды (+26,3% до 12,3 млн т). Перевалка контейнерных грузов увеличилась на 10,8% до 55,5 млн т.

Грузооборот морских портов в России сократился

Объем перевалки наливных грузов за 2024 год сократился на 2,6%, составив 445,2 млн т. В частности, перевалка сырой нефти снизилась на 1,7% до 267,5 млн т, а нефтепродуктов — на 7,1%, до 131,1 млн т. В сегменте сжиженного природного газа зафиксирован рост на 5,9% до 36,3 млн т, а перевалка пищевых грузов увеличилась на 14% до 6,4 млн т.Как развивается российский рынок цифровизации закупок. Обзор TAdviser 7.7 т

Экспортные отгрузки через морские порты России снизились на 1,9% до 699,7 млн т, а транзитные грузы — на 0,5% до 64,9 млн т. В то же время импортные поставки выросли на 11%, достигнув 42,9 млн т. Каботажные перевозки сократились на 12,1% до 78,7 млн т.

Среди морских бассейнов снижение грузооборота показал Арктический регион — на 5,2% до 92,9 млн т. В частности, отгрузка сухих грузов здесь сократилась на 15,8% до 26,1 млн т.

Балтийские порты продемонстрировали небольшое увеличение грузооборота — на 0,6% до 273 млн т, в том числе перевалка сухих грузов увеличилась на 6,7%, достигнув 123,8 млн т. В Санкт-Петербурге рост составил 6,9% (52 млн т).

Порты Азово-Черноморского бассейна сократили грузооборот на 5,4% до 275,7 млн т. В Новороссийске зафиксирован рост на 2,1% до 164,8 млн т, но Тамань потеряла 30,2%, снизившись до 28,3 млн т, а Туапсе — 13,4% (21,4 млн т).

Дальневосточный бассейн показал падение на 2,3%, до 236,5 млн т. Наибольшее сокращение зафиксировано в порту Ванино — на 16,2% до 29,3 млн т.

В Каспийском регионе зафиксирован рост на 4,9% до 8,1 млн т, при этом сухогрузы увеличились на 10,2% до 5,5 млн т, а наливные грузы снизились на 5,9% до 2,6 млн т.[1]

2023

Рост грузооборота на 5% до 883,8 млн тонн

Грузооборот морских портов России по итогам 2023 года вырос на 5% в сравнении с показателем годичной давности и достиг 883,8 млн тонн. Такие данные в Росморречфлоте привели 16 января 2024 года.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на материалы ведомства, объем перевалки сухих грузов в 2023 году увеличился на 10,4% и составил 446,9 млн тонн. Наиболее высокие темпы прироста в подгруппе показали зерно, химические и минеральные удобрения, металлолом, грузы на паромах, в контейнерах и накатные (ро-ро) грузы. Показатель перевалки наливных грузов практически не изменился, составив 436,9 млн тонн. Самый высокий прирост в этой подгруппе показали наливные химические и пищевые грузы.

Грузооборот морских портов России по итогам 2023 года вырос на 5% в сравнении с показателем годичной давности и достиг 883,8 млн тонн

Лидером по показателям остается Азово-Черноморский бассейн. Грузооборот его морских портов вырос на 10,4%, до 291,4 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов увеличился на 16,1%, до 140,8 млн тонн, наливных грузов — на 5,6%, до 150,6 млн тонн.

Грузооборот морских портов Арктического бассейна снизился на 0,7%, до 97,9 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов там вырос на 5,2%, до 31,0 млн тонн, наливных грузов — снизился на 3,2%, до 66,9 млн тонн.

Грузооборот морских портов Балтийского бассейна увеличился на 1,3%, до 248,6 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов вырос на 16,6%, до 113,1 млн тонн, наливных грузов — сократился на 8,8%, до 135,5 млн тонн.

Грузооборот морских портов Каспийского бассейна увеличился на 29,7%, до 7,8 млн тонн. На перевалку сухих грузов пришлось 5 млн тонн (рост в 1,6 раза), наливных грузов — 2,8 млн тонн (снижение на 2,3%).

Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна вырос на 4,5%, до 238,1 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов увеличился на 1,9%, до 157 млн тонн, наливных грузов — на 9,8%, до 81,1 млн тонн.[2]

Тарифы на доставку грузов из ЮВА в РФ в 5-6 раз выше нормы из-за блокады страны крупными морскими перевозчиками

Мировое падение тарифов на контейнерные перевозки не коснулось России. На доставку из стран Юго-Восточной Азии в Европу и Америку к марту 2023 г ставки снизились по сравнению с январем-мартом 2022 года вплоть до 80%. Например, груз из Шанхая в Гамбург можно отправить по цене от 1500 долларов за 40-футовой контейнер. Но в России другие реалии.

Уход пятерки крупнейших морских линий после начала конфликта на Украине обусловил ограниченное предложение на рынке перевозок из стран ЮВА в РФ. В марте 2023 г работают единицы небольших морских компаний с малотоннажными судами, которые с трудом закрывают возросшие потребности по доставке из портов Китая и других стран Азии на Дальний Восток. Тарифы в это время находятся в районе 6-8 тыс. долларов за контейнер, что в среднем в 5 раз выше доковидного уровня. Спрос остается стабильно высоким, и при ограниченном предложении тенденции к их снижению пока нет.

2013: Рост количества судов, контролируемых Россией, до 1441

На начало 2013 года общее количество судов, контролируемых Россией, увеличилось и составило 1 441 судно общим тоннажем более 20 млн. т. Из них в Российский международный реестр были включены 568 судов, что на 60% выше показателя на начало 2012 года. В частности по итогам 2012 года морской флот пополнился 41 новым транспортным судном общим дедвейтом более 1 млн. т., в 2013 году ожидается ввод в эксплуатацию еще 22 единиц флота.

В то же время стоит отметить, что грузооборот морских портов России на протяжении последних лет демонстрирует уверенный рост, так если по итогам 2011 года объем перевалки грузов в морских портах увеличился на 1,8%, то по итогам 2012 года – почти на 6%, составив 567,1 млн. т. По итогам же 9 месяцев 2013 года показатель продемонстрировал рост еще на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 437,7 млн.т. Как отмечают в Росморречфлоте, рост перевалки грузов в первую очередь обеспечивается за счет развития портовой инфраструктуры: по итогам 2012 года прирост мощностей морских портов России составил 9% или 72,% млн.т. В результате по состоянию на начало 2013 года в России действует 63 морских порта общей мощностью 863 млн. т. в год.

Отметим, что рост показателей перевалки характерен как для сухих грузов, доля которых в общем объеме составляет более 40%, так и наливных, доля которых порядка 55-60%. При этом основным направлением является экспорт, на долю которого приходится практически 80% грузооборота. Среди же бассейнов лидирующие позиции занимают Балтийский, Азово-Черноморский и Дальневосточный. Крупнейшими портовыми центрами являются Новороссийск, Санкт-Петербург, Туапсе и Восточный.

Согласно планам Правительства уже к 2016-2018 гг. общий объем перевалки морскими портами составит порядка 740 млн.т., а к 2020 году - 879 млн. т.

2012: Оъем перевозок морским транспортом составил 19,24 млн

По итогам 2012 года объем перевозок морским транспортом составил 19,24 млн.т., а это всего 57,3% уровня 2011 года. Отметим, что в данном случае речь идет о перевозке грузов судами под российским флагом. Причиной столь резкого снижения показателя стало в первую очередь изменение методологии статистического учета – с прошлого года перевозки судами смешенного плавания «река-море» относятся к перевозкам по внутренним водным путям. Однако наряду с этим можно выделить и ряд других факторов, оказавших влияние на рынок, в частности неблагоприятная ситуация в целом на мировом фрахтовом рынке, рост перевозок судами под «удобным флагом», а также снижение количества договоров на перевозку грузов судами под российским флагом (данные DISCOVERY Research Group).

Примечания